Акционерное общество «Кама» в соучредительстве с концерном «Камаз» представило отечественный электромобиль Атом. Автомобиль является первым электрокаром, созданным российским автопромом с нуля. Премьера образца новейшего кроссовера состоялась в мае 2023 года, а бренд был зарегистрирован в 2022 году. Модель позиционируется производителем как электромобиль с упором на езду по городу в среднем ценовом сегменте актуальной стоимости.
На базе концерна «Камаз» в 2020 году была запланирована разработка электромобилей Кама-1. Транспортное средство предназначалось для работы в каршеринге или такси. Выпуск не состоялся, и производители разработали новый проект «Кама», начав работу с чистого листа.
Технические характеристики Атома
Атом относится к машинам В-класса. Отечественный пятидверный кроссовер в длину составляет чуть меньше 4 метров (3,995 м), его высота – 1,615 м и ширина – 1,78 м. Максимальная скорость электрокара будет составлять 170 км/ч. В первые 7 секунд разгона можно достигнуть отметки на спидометре 100 км/ч. Кузов сделан из прочной стали, увеличивающей характеристики безопасности и жесткости.
Атом укомплектован литиево-ионной батареей, произведенной «Росатомом». Источник энергии состоит из плоских элементов, комплектуется термостатом, что позволяет ему работать без сбоев в морозы.
Для питания машины в передних крыльях предусмотрены два разъема, один из которых – для быстрой зарядки. Производители сообщают, что полного заряда хватит на 500 км пути. Предполагается, что батарея будет действовать безотказно до 1000 циклов подзарядок. Если источник питания придет в негодность, есть возможность его заменить. Команда разработчиков изучает возможность замены батареи в течение 2 часов. Кроме того, зарядка, расположенная с левой стороны – быстрая, а с правой – медленная, дублируется китайскими производителями. Их электрокары имеют такую же раскладку. Поэтому предполагаются варианты экспорта авто в Китай.
Читайте также: 10 новых российских автомобилей в 2023 году
Дорожный просвет составляет 17 см. Ведущие колеса автокара – задние. Однако при дальнейшем производстве планируется вариант с полным приводом, когда обе оси планируется оснастить электромоторами.
Планируется оснащение Атома отечественной улучшенной системой автомобильной безопасности, разработанной на заводе «Камаз». Такая система включает следующие функции: помощника-навигатора в пробке, удержания на полосе при движении, парковку-автомат, систему распознавания непредвиденных ситуаций и дорожного обозначения.
На данный момент известна не вся информация о конечном варианте комплектации и характеристик Атома. Предполагается, что обязательным будет наличие климат-контроля, электропакета, подушек безопасности, системы АБС.
Ключевым компонентом в будущей машине будет система полуавтопилотирования и парковка в автоматическом режиме. Полный автопилот прогнозируется на выпуск 2030 года.
Машина позиционируется как автомобиль с современным интеллектуальным наполнением. Автогаджет оснащается собственной операционной системой и приложением Atomverse. Это поможет избежать использования дублирующих девайсов. Например, таксисту не понадобится смартфон, для того чтобы следить за ситуацией на дороге, в программном обеспечении автокара можно скачать эту функцию и пользоваться при работе или в личной поездке.
Помимо этого, разработчики предусматривают каждому автовладельцу ID. Таких индивидуальных номеров будет по несколько в семье, если машиной пользуется не только владелец, но и другие члены семьи. ID позволит подстроить все управление под собственный вкус и потребности.
Электрокар укомплектован фронтальной камерой. Она распознает все препятствия, которые встречаются на дороге. Своевременное предупреждение водителя о них позволяет сделать поездку безопасной и комфортной. «Видеть» эти препятствия машина может и в полной темноте. Информация об объекте располагается на информационном экране, встроенном в лобовое стекло.
Если Атом предупредил об опасности, но никаких действий не было предпринято, система автономно среагирует и остановит машину, в том числе и экстренно. Таким образом, электромобиль полностью страхует водителя от возможной неприятной дорожной ситуации, обеспечивая безопасное вождение.
Внешний вид и салон автомобиля
Разработкой внешнего вида автомобиля занималась итальянская компания Torino Design. В дизайне нет сверхновых идей, и внешне он схож с Hyundai. Капот значительно укорочен, благодаря чему в салоне просторно.
Салон вмещает пять человек, включая водителя. Распашная система открытия дверей и заниженные пороги с плоским полом позволяют беспрепятственно садиться в машину. В городской среде такая модель удобна и актуальна, так как выходить из авто и садиться в него нужно достаточно часто. Двери крепятся на петлях, причем открытие передней и задней двери не зависит друг от друга, как, например, у моделей Мазды.
Через переднюю часть кузова проходит светодиодная лента. Она выполняет функцию ходовых огней. Фары также светодиодные, а задние объединены в сплошную световую горизонталь.
Интересным решением для автомобиля станет проекционная модель лобового стекла. На нем планируется размещать информацию в электронном виде. Например, отображать маршрут и выделять выгодные для водителя пути разными цветами. Практически стекло будет выполнять роль навигатора, только в увеличенном и более удобном виде. Вся информация о пути следования будет у водителя перед глазами, и не нужно отвлекаться от вождения, чтобы уточнить маршрут по навигатору.
В модели отсутствует стойка, из-за чего задние двери могут открываться только назад. Предполагается, что при серийном производстве ситуация будет изменена, поскольку такой вариант салона снижает жесткость кузова. Также не до конца понятна комплектация с выдвижными ручками. Крайне дорогой и непрактичный вариант для серийного производства. Кроме того, механизм может не сработать в морозы, и машину невозможно будет открыть.
Интерьерное решение салона – минималистичное. Линии четкие, выверенные, сливающиеся в потоке машин с городской средой. В рулевое колесо вмонтировано управление электрокаром, благодаря чему передняя панель лишена датчиков и экранов. Обивка салона – ткань с интегрированной подсветкой корпусных форм. В машине не предусмотрены мелкие системы хранения: подставка для стаканов, бардачок для мелочей и т.п. Отсутствие подобных деталей некритично, но при ежедневном пользовании их будет не хватать.
Салон просторный, широкий. Пассажиры в нем будут чувствовать себя комфортно, даже находясь в теплой верхней одежде. Для Атома – это явное преимущество перед другим модельным рядом кроссоверов.
В машине отсутствуют рулевые переключатели. На презентационной модели их нет, но, возможно, в серийном производстве появятся.
Сколько будет стоит отечественный электрокар
Предзаказы на Атом начали собирать с лета 2023 года. На официальном сайте производителя были оставлены заявки на его покупку. Такая услуга обходится заказчикам в 7 т.р. Если договор будет расторгнут, компания вернет депозит. На октябрь 2023 года предварительные заказы зафиксированы в количестве 36 тысяч авто.
Продажа автомобиля стартует с 2025 года. Точная стоимость не представлена, но производитель анонсирует ее как средний ценовой сегмент, причем в конкурентоспособном сегменте. В качестве каршеринга или такси уровень качества авто соответствует комфорту, а при усиленной комплектации – комфорту плюс.
Учитывая данные характеристики, предположительная стоимость электрокара будет в ценовом диапазоне от 2 до 3,5 млн. рублей.
Когда начнется серийное производство
Предсерия кроссовера должна выйти в свет в конце 2024 года. Серийный выпуск электромобиля назначен на 2025 год. Его продажа рассчитана на частных клиентов и корпоративные заказы. Электрокар будет иметь модификации для служб доставки, такси и каршеринга. Предназначенный для доставки транспорт лишится пассажирских сидений, а высвобожденное место будет отведено под грузы. В машине для такси не станет переднего кресла для пассажира, пространство займет багажное отделение.
Производство электрокаров запланировано на двух отечественных площадках. Первая находится в Москве («Москвич»), вторая – в Набережных Челнах («Кама»). В совокупности производители запланировали выпуск до 200 тыс. автомобилей в год.
Еще она предполагаемая точка производства – автомобильные заводы Узбекистана. Там запланировано производить крупную сборку, которая затем перейдет в массовое производство авто.
С августа 2023 года к разработке Атома стал причастен еще один партнер – «Тинькофф-авто». Компания занимается разработкой Интернет-услуг по обслуживанию электрокара. В частности, компания разрабатывает удобные для автолюбителей сервисы, создает элементы управления авто, занимается продажей и бронированием машин через сетевое пространство. Таким образом, услуги «Тинькофф-авто» полностью связаны с мультимедийным обеспечением Атома.
Безопасность Интернет-сервиса гарантируется внедрением лучшей системы сетевой безопасности: защитой «лаборатории Касперского». Поэтому хакерские атаки Атому не страшны, как и сетевой взлом автомобиля или угон.
Заключение
На отечественный электромобиль возлагаются большие надежды, и серийный выпуск первых кроссоверов будет сенсацией. Главное, чтобы машина оправдала ожидания и оказалась востребованной моделью. На данный момент автомобиль актуален не только для российского рынка. Его серийные поставки рассчитаны на страны Азии и Ближнего Востока.