Крупногабаритная техника уникальна в своем роде. Разработка супер-больших экскаваторов требует высочайшего полета инженерной мысли. Давайте рассмотрим наиболее серьезных представителей этого семейства строительной техники.
Bagger 293
Этот гигантский роторный экскаватор способен лишить дара речи любого, кто увидит его вживую. Он представляет собой, по сути, огромное передвигающееся промышленное здание высотой 96 метров и массой 14 200 тонн – и это самый большой экскаватор в мире.
Машина была разработана компанией Krupp на рубеже 70-80-х годов 20-го века в Германии, для работы на больших по площади карьерах. Но это не просто техническое чудо, занесенное в книгу рекордов Гиннеса, но и весьма эффективная машина, способная без перерывов день за днем разрабатывать горную породу.
В основе работы Bagger 293 лежит огромное роторное колесо с 20-ю ковшами, которые передают породу по конвейерной ленте к месту отгрузки. За 24 часа, экскаватор, передвигаясь со скоростью 0,6 км/ч, может совершить объем работы — 240 тысяч кубометров породы.
Всего был произведен один экземпляр этой модели, который и по сегодняшний день продолжает трудиться на угольном карьере немецкого города Хамбах. Для его управления на смену заступает бригада из 5 человек, которая меняется один раз за сутки.
Bagger 288
Bagger 288 — старший брат лидера рейтинга. Был разработан и произведен компанией Krupp на несколько лет раньше, чем Bagger 293. При этом он немного уступает в размерах своему младшему брату.
Его уникальность состоит в том, что именно Bagger 288 был первой в истории промышленной машиной такого класса. И его габариты внушают уважение. Техника весит 13 500 тонн, а высота составляет 96 метров. В остальном он практически во всем схож по своим параметрам с более новой версией.
Bagger 288 также был построен в единственном экземпляре, и по-прежнему продолжает трудиться на промышленной разработке карьеров в Германии. Кстати, для его работы и обслуживания требуется бригада не из 5, как у Bagger 293, а из 4 человек.
Этот карьерный монстр действительно стал прорывным произведением инженерного искусства, в своем время, причем спустя более 40 лет, он продолжает оставаться уникальным. За эти годы ничего принципиально нового в этой сфере придумано не было.
Big Muskie
Если первые два представителя рейтинга были разработаны в Германии, то этот гигант был сделан в США. Название этого экскаватора переводится как «Здоровяк». Оно и неудивительно, ведь его масса составляет 13 000 тонн, и на момент выхода в 1969 году – это был самый большой экскаватор в мире. Причем он оказался довольно дорогим в производстве, на него было израсходовано 25 млн. долларов в течение 2-ух лет разработки. Однако он с лихвой окупил свои затраты, проработав 30 лет с 1969 до 1999 года на карьерах в США.
Big Muskie прост, по своей сути, это классический драглайн с очень большим ковшом. Причем работал этот гигант от электричества, получаемого через огромный кабель, с напряжением 13 000 Вольт. Основным отличием от немецких аналогов было то, что он шагающий – т.е. он передвигался с помощью гидравлических опор. Для управления Big Muskie требовалась рабочая смена из 5 сотрудников. На данный момент экскаватор разобран, а его выдающихся размеров ковш выставлен как музейный экспонат.
Marion 6360 «Captain»
Еще один представитель американского семейства больших экскаваторов. Да, эта машина немного уступает в размерах более серьезным представителям землеройной техники. Но назвать Marion 6360 маленьким довольно сложно.
Масса махины составляет 12 700 тонн, причем ковш вмещает в себя до 138 кубометров горной породы. Экскаватор оснащен электромеханическими моторами, общая мощность которых составляет 15 000 л.с.
Читайте также: Самые большие бульдозеры в мире
Все время своего существования этот экскаватор занимался добычей угля в карьерах, в американском штате Иллинойс. Но срок его службы оказался меньше чем у одноклассников, Marion 6360 проработал 26 лет с 1965 по 1991 год. А причиной этому стало возгорание, связанное с неполадками электричества. После пожара машина оказалась непригодной для дальнейшей эксплуатации. Её восстановление было признано экономически нецелесообразным. Тем не менее, экскаватор вошел в историю, как одна из первых гигантских машин для обработки горной породы.
ЭШ 100/100
Производство этой землеройной машины началось в 1976 году в Советском Союзе на заводе «УралМаш». ЭШ 100/100 стал самым большим экскаватором, произведенным когда-либо в нашей стране. Советская экономика нуждалась в подобных машинах для горной разработки.
Масса гиганта составляет 10 000 тонн, длина стрелы с ковшом 100 метров, по своим размерам он сопоставим с многоэтажным зданием. ЭШ 100/100 — экскаватор шагающего типа, т.е. движение, осуществляется при помощи опорных башмаков. Он оснащен четырьмя двигателями суммарной мощность около 20 000 л.с.
Для Советского союза и всего социалистического лагеря эта машина была уникальна, и не имела аналогов. ЭШ 100/100 работал в Красноярском крае на добыче бурого угля. К сожалению, его «жизнь» продлилась недолго с 1977 по 1993 год. В 90-ые годы, в связи с экономическими проблемами, он был заброшен и пришел в негодность, затем был распилен и продан на металлолом. Таким образом, уникальная в своем роде машина была утеряна.
Caterpillar 8750 Dragline
Как известно, компания Caterpillar является крупнейшим в мире производителем строительной техники. И, само собой, в плане строительства больших землеройных машин, она не осталась в стороне.
Caterpillar 8750 Dragline – это тяжелый экскаватор типа драглайн, для работы в глубоких карьерах. Его характеристики: вес – 7500 тонн, ковш – 129 кубометров (поднимает до 345 тонн), длина стрелы – 132 метра. Эта машина может работать на поверхностях любого типа, в любых погодных условиях, а также при температурах от -40 до +40 градусов.
Данный экскаватор может быть оснащен электродвигателями двух разных типов – постоянного и переменного тока. Первый тип двигателя более неприхотлив, а второй — более экономичен. Caterpillar 8750 Dragline зарекомендовал себя как надежный и ремонтопригодный экскаватор, поэтому он пользуется популярностью на горнодобывающих площадках на всей территории США, а также Канады.
Caterpillar 7495 HF
Еще один представитель американской компании Caterpillar. Он значительно меньше других представителей рейтинга – масса составляет «всего лишь» 1435 тонн. Да, по сравнению с лидерами списка, это не так много. Но фактически этот экскаватор все равно является очень крупной промышленной машиной. Его ковш может вместить в себя до 67 кубометров горной породы. Таким образом, за 3 захода Caterpillar 7495 HF может загрузить полный кузов большого карьерного самосвала.
Интересной особенностью машины является система рекуперации, которая действует в момент опускания и поворота ковша, это позволяет добиться значительной экономии электроэнергии при работе. Экскаватор отличается комфортными условиями для рабочей бригады. Он оборудован системой кондиционирования, хорошей шумоизоляцией, видеокамерами для контроля скрытых зон.
Caterpillar 7495 HF — современная землеройная машина, которая используется при разработке горных пород, в США, Канаде, Мексике, а также в других странах мира.
Terex RH400
Был разработан компанией Terex специально для работы в карьерах большой глубины. Его масса составляет 980 тонн, ковш вмещает в себя 56 кубометров породы и поднимает до 100 тонн груза.
В движение экскаватор приводится двумя моторами, общая мощность которых составляет 4600 л.с. Махина передвигается с помощью гусеничной системы. Terex RH400 может работать 24/7, добывая до 10 000 тонн горной породы в сутки.
Поскольку, экскаватор был создан для работы в крупных карьерах, что предполагает эксплуатацию при низких температурах, его гидравлика оснащена специальной системой обогрева, позволяющей работать в любых условиях. В целом землеройная машина является типичной «рабочей лошадкой», это тот случай, когда эффективность работы для неё стоит на первом месте.
Hitachi EX8000-6
Японская компания Hitachi также активно занимается разработкой и производством машин для обработки горных пород. Причем японская техника всегда отличается высокой технологичностью. Hitachi EX8000-6 не исключение, его масса составляет 811 тонн, и при этом, за счёт современных технологий, он отличается маневренностью и высокой эффективностью работы.
Землеройная машина оборудована двумя двигателями, суммарной мощностью 3800 л.с. Объем ковша 40 кубометров, грузоподъемность 75 тонн. За 4 захода, этот экскаватор полностью загружает кузов тяжелого карьерного самосвала.
Фирменным знаком любой японской техники является её надежность и большой ресурс. В случае с Hitachi EX8000-6 его ресурс работы составляет 90 000 часов. Эта машина активно используется в азиатско-тихоокеанском регионе, на карьерах в Китае, США, Австралии, ну и в самой Японии.
Komatsu PC8000-6
Замыкает наш рейтинг самых больших экскаваторов еще один представитель японского машиностроения – Komatsu PC8000-6. Масса техники составляет 710 тонн. Причем по показателям производительности, он считается одним из лучших в своем классе.
Экскаватор оснащен двумя моторами, мощность около 2000 л.с. каждый. Несмотря на внушительный объем ковша – 42 кубометра, машина остается маневренной. Работа ковша плавная, а сам экскаватор устойчиво стоит на любой поверхности.
Эта машина так же, как и её аналог Hitachi EX8000-6, активно используется как на своей родине, так и в Китае, США и Австралии.
Заключение
Гигантские землеройные машины, по-прежнему, востребованы на горнодобывающих площадках по всему миру. Тем не менее, тренд сменился. Сегодня большой популярностью пользуются экскаваторы средних размеров. Возможно, в будущем, с развитием технологий, будут выпущены новые модели огромных экскаваторов, еще больших размеров, например, для работы на других планетах.