Какое давление должно быть в шинах, и в чём оно измеряется

Какое давление должно быть в шинах автомобиля

Одновременно с появлением первых пневматических шин возникла и проблема контроля состояния колёс. Даже самые современные системы, позволяющие измерять важные параметры в автоматическом режиме, не избавляют водителей от необходимости, используя специальное оборудование, периодически проверять давление в шинах. Это не пустой каприз составителей инструкций, а осознанная необходимость. А потому информация, изложенная в данном материале, не будет лишней.

Единицы измерения давления в шинах

Сила, с которой сжатый воздух давит на внутренние стенки покрышки или камеры, может быть различной, в зависимости от типа и характеристик автомобиля, а также особенностей конструкции шин. Данные, указанные в инструкции по эксплуатации транспортного средства, носят рекомендательный характер. В цифровой маркировке, расположенной на наружной боковине покрышки, указываются максимально допустимые параметры.

В настоящее время, в соответствии с принятыми в разных регионах Земного шара нормами, для определения давления в колёсах могут использоваться различные единицы измерения:

  • Bar (Бар), или, в российском варианте, атмосферы (Atm). Чаще всего такое обозначение встречается в европейских странах. Разница между Bar и Atm составляет менее 0,02 и ей, как правило, пренебрегают.
  • kPa (кПа). Один kPa (килопаскаль) равен тысяче Pa (паскалей). Pa (Па) – единица измерения, используемая в системе СИ. 1 Pa = 1Н/кв. метр.
  • Psi. Так обозначают давление в Соединённых Штатах Америки и ряде других стран, использующих измерительную систему, основанную на фунтах и дюймах. 1 psi равен силе в 1 фунт на квадратный дюйм.

Для пересчёта единиц можно использовать встречающиеся на различных интернет-ресурсах шинные калькуляторы, либо произвести вычисления самостоятельно, исходя из того, что:

  • 1 Bar = 1 kPa / 101,325.
  • 1 kPa = 1 psi x 6,89476.

В зависимости от необходимой точности измерений можно округлить вводные данные и результаты.

Каким должно быть оптимальное давление

Единых рекомендаций на все случаи жизни не существует. Оптимальное давление воздуха в шинах зависит от множества факторов:

  1. Марки, модели и варианта комплектации транспортного средства.
  2. Снаряжённой массы автомобиля.
  3. Диаметра колёс.
  4. Типа и конструкции покрышек.
  5. Температуры окружающего воздуха.
  6. Конструкции подвески.
  7. Типа дорожного покрытия.
  8. Свойственной водителю манеры вождения.

При желании этот перечень можно расширить. Но, поскольку в процессе эксплуатации контролировать перечисленные параметры сложно, используют усреднённые значения, указанные в инструкции по эксплуатации либо на информационной табличке, которая может быть расположена на внутренней стороне лючка бензобака, в районе водительской двери, на крышке багажника или в других точках кузова.

Информационная табличка о давлении в шинах
Информационная табличка о давлении в шинах

К чему приводит отклонение от нормы

Правильное давление позволяет сохранить эксплуатационный ресурс покрышек и оказывает влияние на ряд важных эксплуатационных характеристик автомобиля. Любое отклонение от нормы считается недопустимым.

В случае, когда колёса перекачаны:

  • Повышается нагрузка на несущий каркас шин (корд). Как следствие, во время наезда на препятствие или при попадании в яму возрастает риск разрыва корда.
  • Увеличивается износ средней части протектора, что становится причиной сокращения ресурса покрышек.
  • Ухудшается ездовой комфорт, поскольку перекачанные покрышки становятся жёсткими, и сильнее передают на кузов и подвеску удары и вибрации, возникающие при езде по дорогам с плохим покрытием.

Не меньше неприятностей создаёт недостаточное давление в шинах. Даже незначительное отклонение от нормы становится причиной:

  • Увеличения расхода топлива.
  • Перегрева покрышек, приводящего к деформации каркаса.
  • Повышенного износа крайних дорожек протектора.
  • При попадании в яму или наезде на препятствие возрастает риск повреждения колёсного диска.

Указанное в техническом регламенте давление в передних и задних покрышках может отличаться, а вот в левых и правых должно быть одинаковым. В противном случае машину начинает уводить в сторону, что приведёт к ухудшению управляемости. Чтобы избежать ненужных неприятностей, нужно регулярно следить за состоянием автошин.

Как проверить давление в шинах и откорректировать его

Для проведения проверок используются специальные шинные манометры. Промышленность выпускает несколько видов подобных устройств, конструкция которых постоянно совершенствуется. Манометры бывают:

  • Реечными. Похожие на шариковую ручку, такие измерительные приборы компактны, надёжны и удобны в использовании, но не отличаются высокой точностью изменений, что является существенным недостатком.
  • Стрелочными. Их точность оценивается как приемлемая, а стоимость, благодаря конструктивной простоте, невелика. В настоящее время стрелочные манометры являются наиболее распространёнными.
  • Электронными. Наиболее точный, на сегодняшний день, тип приборов, оборудуется цифровой шкалой. Основным недостатком является более высокая, чем у моделей других типов, стоимость.
Электронный манометр
Электронный манометр

Вне зависимости от типа, манометры могут изготавливаться в виде самостоятельного оборудования, либо устанавливаться на корпуса насосов и компрессоров либо подводящие воздух шланги.

Приобретая прибор для измерения давления в шинах, к выбору оборудования следует подходить с максимальной ответственностью, отдавая предпочтение моделям с минимальной погрешностью. При этом нужно учитывать, что манометры бывают разные. Они различаются по:

  1. Классам точности (0,15; 0,25; 0,4; 0, 6; 1,0; 1,25; 1,5 и т. д.). Чем меньше число, тем выше точность показаний.
  2. Максимально замеряемому давлению. Если для легковой машины подойдёт устройство, производящее замеры до 3 – 4 Бар, то для грузового автомобиля требуется прибор, регистрирующий показания до 10 – 12 Бар.
  3. Типу шкалы, которая может градуироваться в одной или нескольких единицах измерения.
  4. Степени защиты (обычные или противоударные).

Вариант исполнения рекомендуется подбирать с учётом характеристик транспортного средства и предполагаемых условий эксплуатации оборудования.

Алгоритм измерения давления в шинах

Если климатические условия стабильны, а признаки повреждения колёс отсутствуют, контрольные замеры достаточно проводить один раз в 2 – 3 недели. В межсезонье, когда температура окружающего воздуха быстро меняется, частоту проверок следует увеличить минимум в два раза.

Шаг 1. Для получения результатов необходимо, прежде всего, установить транспортное средство на ровную поверхность и снять защитный колпачок с колёсного ниппеля (соска).

Шаг 2. Далее, если в вашем распоряжении имеется индивидуальный манометр, нужно:

  • Обнулить показания. Как это можно сделать, зависит от типа устройства.
  • Поднести присоединительную часть измерительного прибора к торцу ниппеля.
  • Резким движением плотно прижать манометр к соску, удерживая в таком положении несколько секунд.

Шаг 3. После этого можно будет ослабить нажим, и, поднеся прибор к глазам, изучить показания.

Несколько иначе приходится действовать, используя для контроля давления в шинах оборудованный манометром насос или компрессор. В этом случае:

  • Насос или электрический компрессор переводят в рабочее положение. При этом последний подключают к бортовой сети автомобиля или иному источнику питания.
  • Шланг, с помощью адаптера, присоединяют к ниппелю.
  • Считывают полученные показания.

В любом случае, после отсоединения манометра или присоединительного адаптера, имеет смысл нанести на торец соска каплю слюны или мыльной воды. Если ниппель не герметичен, жидкость начнёт пузыриться, и нужно будет произвести ремонт для восстановления герметичности узла.

Если вы правильно освоите порядок действий, то на проверку давления во всех колёсах легкового авто потратите всего 5 – 10 минут.

Регулирование давления

В случае, когда полученные показания ниже рекомендованных, должна быть произведена накачка колёс автомобиля. Для этого достаточно привести в действие ручной или ножной насос, либо включить компрессор. Убедившись, что цифры на шкале манометра соответствуют рекомендованным, подачу воздуха следует прекратить.

Иначе приходится действовать, когда шины перекачаны. Некоторые модели автомобильных компрессоров комплектуются дефляторами, спускными клапанами, позволяющими сбрасывать избыточное давление воздуха. Подобные устройства приводятся в действие в автоматическом режиме либо вручную. При отсутствии дефлятора приходится действовать самостоятельно. Для получения желаемого результата придётся:

  1. Снять с соска защитный колпачок, отсоединить манометр или адаптер шланга.
  2. Осторожно надавить на шток ниппеля. Это можно сделать с помощью защитного колпачка (если его конструкция позволяет) или тонкой отвёртки.
  3. Выпустить часть воздуха из колеса, после чего повторно замерить давление, убедившись в том, что оно соответствует норме.

Если показания манометра окажутся выше требуемых, операцию по сбросу сжатого воздуха придётся повторить. Если ниже – колесо следует подкачать. И так пока желаемый результат не будет достигнут.

Заключение

Для опытного водителя контроль давления в шинах это такая же естественная процедура, как чистка зубов и умывание по утрам. Польза от выполняемых проверок несомненна. Регулярно проводя обслуживание, вы не просто снижаете эксплуатационные расходы и продлеваете срок службы покрышек и дисков, которые стоят совсем недёшево. Вы заботитесь о собственной безопасности, уменьшая риск попадания автомобиля в дорожно-транспортное происшествие. А на это имеет смысл потратить десять минут в неделю.

Народное голосование: как часто вы измеряете давление в шинах?
Перед каждой поездкой
0%
1 раз в неделю
0%
1 раз в две недели
0%
1 раз в месяц
0%
1 раз в полгода
80%
1 раз в год
20%
Не измеряю
0%
Проголосовало: 5
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Виктор Абрамов/ автор статьи

Автомобильный эксперт с 10-летним опытом подбора автомобилей для клиентов. Независимая оценка автомобиля по техническим характеристикам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мой Авторейтинг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: